Саамы

Саамы (лопари) - малочисленный северный народ. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,9 тыс. человек).

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами.
Саамский язык относится к финно-угорской семье языков.
Современный саамский язык распадается на ряд диалектов. Саамы Кольского полуострова говорят на трех: большинство - на иоканьгском и кильдинском, меньшая часть - на нотозерском.
Древняя история лопарей в настоящее время изучена еще недостаточно. Археологические раскопки, проводившиеся на территории Кольского полуострова, привели к открытию целого ряда стоянок, характеризующих деятельность человека в этих местах в разные периоды его истории.
Чтобы жить в гармонии с природой, в мировоззрении людей-оленей появились многочисленные духи, которым они поклонялись, приносили жертвы или просили благословения. Для общения с духами у саамов были специальные люди — нойды. Нойды сочетали в себе дар жреца, знахаря и колдуна, они могли лечить страшные болезни, находить пропажу, а также повелевать ветрами.
Саамы совершали свои обряды у священных камней - сейдов, приносили жертву своим предкам, а также просили их об удаче на промысле.
С XV в. начинается христианизация лопарского населения. Большую роль в распространении христианства среди лопарей сыграл Печенгский монастырь, основанный в 1550 г. Трифоном, прозванным Печенгским. Распространение христианства среди Кольских лопарей связано также с деятельностью Соловецкого монастыря. На Мурманском берегу монастырь имел угодья в Кильдинском погосте, Териберской губе и других местах.
В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население Кольского полуострова состояло из ряда обществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьгского и др. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.
Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920 г. В 1927-1928 гг. В 1920-1930 годы саамы подверглись массовой коллективизации. Данные меры советских властей практически искоренили саамские промыслы, поставив под угрозу всю саамскую экономику и жизненный уклад. Далее в 1930-1947 годы коренной народ Севера, как и весь остальной советский народ, подвергся Сталинским репрессиям, ставшим следствием сокращения мужского населения саамов на целых 10 %.
А в 1970-е годы в Мурманской области, по причине расширения промышленных предприятий и совхозов, были расселены 32 населенных пункта, в которых саамы составляли этническое большинство. Тем самым, был окончательно разрушен традиционный ареал саамов, а вместе с тем и основной промысел этого народа — оленеводство.
Жилищем саамов при перекочевках служил шалаш из жердей, крытый летом из мешковины, а зимой — из оленьих шкур — кувакса или чум. Внутри жилища всегда было тепло и уютно, так как в его сердце всегда горел огонь.
Традиционной одеждой саамов являлась юпа (куфт) — рубашка прямого кроя из сукна. Мужчины (саамы) подвязывали рубаху поясом, вешая на него нож и амулеты. Они также носили рубашки яркого цвета из ситца, сочетая их с кожаными штанами. Женщины (саами) одевались чаще в сарафаны, нежели рубашки, и дополняли наряд передником. Зимой саамы утеплялись одеждой из оленьих шкур и суконных шапок. Обувались саамы в каньги, из меха или замши. А в холода использовали яры — высокие сапоги из оленьей шкуры.
В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).
Кольские саамы в конце XIX-начале XX в. жили не изолированно, а довольно тесно общались с другими народами. Однако саамы не только не растворяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и свое этническое самосознание.

Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.

Информационное агентство «Северпост» выпустило серию интервью с коренными жителями Кольского полуострова - саамами.
Смотреть
Источник:https://severpost.ru/read/106854/
 
Предлагаем вашему вниманию фильм «Верования саамов». По итогам смотра-конкурса «Традиционная культура саамов» Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества имени С.М.Кирова, фильм получил диплом 1 степени в номинации «Сохраняя традицию» («Познавательные программы»). Над фильмом работали Яков и Галина Яковлевы, Владимир Кузнецов, Игорь Телешев и Федор Чернышов.
Правообладатель видео: МБУ "Ловозерский центр развития досуга и культуры"
Верования саамов

Обработка видео...